Мой сайт

Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июль » 17 » Современный арт-рынок Москвы: люди, тренды, вкусы
13:24
 

Современный арт-рынок Москвы: люди, тренды, вкусы

Современный арт-рынок Москвы: люди, тренды, вкусы

Кто и почему покупает сегодня произведения искусства

Коллекционирование искусства, как известно, не только отличная тема для светского разговора, но и способ наполнить свою жизнь яркими, порой даже острыми, переживаниями.

Пока еще достаточно экзотичное в нашей стране, это занятие становится все более массовым, о чем свидетельствует активность аукционных домов, периодическое оживление ярмарочной жизни и рост продаж дешевого арта через Интернет.

Рынок серьезного искусства — как антикварного, так и современного — находится в перманентной динамике, связанной с изменением политической и экономической ситуации в стране. «РБК-Стиль» выяснил, какие изменения происходят на фоне этих событий с коллекционерами.

«Вкусы людей сильно меняются со временем, — говорит Дмитрий Ханкин, совладелец галереи „Триумф“. — Если человек образовывает себя, то его вкус изощряется. Коллекционер может пройти путь от Виноградова-Дубосарского до Максима Ксуты, или от сложных, но понятных AES+F к современной японской фотографии».

По мнению галериста, процесс нередко развивается и в обратном направлении. Человек взрослеет, учится признаваться себе в том, что любит понятные вещи и сосредоточивается на них.

Процесс превращения из ситуативного покупателя в последовательного коллекционера оценивает в три года Лариса Гринберг, владелица Grinberg Gallery, специализирующейся на фото и тиражной графике. В этой галерее работы молодых современных авторов Александра Гронского, Анны Складманн и Рены Эффенди покупают, преимущественно, профессионалы — состоятельные деятели культуры: критики, художники — словом, люди, хорошо разбирающиеся в искусстве.

Образованность клиентов как тренд отмечают и представители иного сектора арт-рынка — антикварного. «Среди покупателей искусства сегодня гораздо больше людей, стремящихся разобраться, узнать тонкости стиля художника, каким он был в ранние годы и в период расцвета. Прежде такие клиенты были редки», — отмечает Марина Молчанова, владелица галереи «Элизиум».

Вот уже 16 лет эта московская галерея является одним из главных продавцов русского искусства первой половины XX в. — русского импрессионизма, «Бубнового Валета», художников Парижской школы и прочих коммерчески востребованных направлений. На недавнем Антикварном салоне в ЦДХ галерея «Элизиум» представила экспозицию театральных художников, работавших в начале века для Большого театра. «Искусство 20 — 30-х гг. XX в. востребовано всегда», — отмечает галеристка.

Близкого мнения придерживается Мария Салина, директор галереи «Проун», известной масштабными выставками искусства как антикварного, так и современного. «Люди стали совершать более осознанные покупки, они более осмысленно и профессионально подходят к приобретению искусства. Больше стали интересоваться важными вещами, а не просто красивыми с интерьерной точки зрения. Последнее время наблюдается большой интерес к графике, что уже давно можно считать общемировым трендом».

О том, что вкусы покупателей изменились радикально за последние десять лет, говорит владелец антикварной галереи «Альбион» Алексей Зайцев: «Можно сказать, что изначально вкус был продиктован традиционными представлениями о том, что такое искусство (не в буквальном смысле „круг „Родной речи““, но близко). Сейчас покупатель все же более разборчив и концептуален в своих пристрастиях. Даже если покупают западное искусство для интерьера, все равно покупатель хочет выстроить какую-либо „историю“».

По мнению антиквара, дорогую русскую живопись охотнее покупали до 2008 г., сейчас на рынке спрос на более бюджетные вещи — западноевропейскую гравюру, карты, интерьерную живопись.

Спад активности на рынке современного искусства и относительную стабильность на рынке искусства XIX — XX вв. Михаил Каменский, глава «Sotheby’s Россия» связывает с зависимостью художественного рынка от политической конъюнктуры страны. На недавнем круглом столе антикваров в ГИИ эксперт озвучил свою теорию о том, что «падение рынка современного искусства в России означает потерю веры части элиты в оптимистический сценарий развития страны». Временный подъем на рынке современного искусства в России эксперт объясняет желанием части элиты продемонстрировать окружающим свою склонность и готовность к модернизации. Надежды не оправдались, продажи современного искусства уменьшились.

«Клиенты нашей галереи — иностранные коллекционеры, экспаты», — комментирует ситуацию Дмитрий Ханкин, отмечая, что галерейный бизнес — это в принципе не вопрос инвестиций, а вопрос правильно потраченных денег. По его словам, одна из наиболее успешных галерей современного искусства в России — «Триумф» — предмет постоянных вложений его владельцев. «В отдельные периоды на рынке современного искусства бывали подъемы, но в последнее время мы наблюдаем череду спадов. Искусство надо покупать с хорошим настроением. А в нашей стране у старшего поколения сейчас настроение плохое, а новое поколение пока неплатежеспособно. Те, кому сейчас 25 — 35 лет, имеют вкус и настроение на современное искусство, но пока не могут себе этого позволить», — отмечает галерист и коллекционер.

Чуть более радужной снова выглядит ситуация на рынке антикварного искусства, где оглушительные провалы (как, впрочем, и головокружительные взлеты) случаются реже. «В 90-е годы у нас действительно покупали, преимущественно, иностранцы, но с начала нулевых ситуация изменилась», — говорит аукционист Анастасия Шишкина (Галерея Леонида Шишкина). — Основные покупатели искусства сегодня — это топ-менеджеры и владельцы бизнеса. Это довольно вдумчивые покупатели, которые изучают рынок, мониторят аукционные торги. Для того, чтобы украсить свой дом качественными предметами искусства, покупатели сегодня активно занимаются самообразованием«.

При этом практически все галеристы отмечают импульсивность и азартность русских покупателей, способных приехать в галерею за подарком на 10 тысяч долларов или «влюбиться» в картину и совершить спонтанную покупку за несколько сотен тысяч. Как говорится, если образование позволяет...

Евгения Киселева

Специально для «РБК-Стиля»

Просмотров: 578 | Добавил: thight | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Июль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031