Конъюнктура рынков »
Молдова
» Обзор рынка овощей прочих или консервированных без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженных, идентифицируемых кодом ТН ВЭД 2005 в СНГ и Российской Федерации
Обзор рынка овощей прочих или консервированных без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженных, идентифицируемых кодом ТН ВЭД 2005 в СНГ и Российской Федерации
1. Товарная группа и номенклатура
В данном обзоре рассматриваются овощи прочие или консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженные, идентифицируемые кодом ТН ВЭД 2005
Номенклатура указанного кода включает:
200510
Гомогенизированные овощи, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса, или уксусной кислоты, не замороженные
200520
Картофель, приготовленный или консервированный, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженный
200540
Горох, приготовленный или консервированный, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженный
2005551
Фасоль лущеная, приготовленная или консервированная, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200559
Фасоль прочая, приготовленная или консервированная, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200560
Спаржа, приготовленная или консервированная, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200570
Маслины или оливки, приготовленная или консервированная, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200580
Сладкая кукуруза, приготовленная или консервированная, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200590
Овощи прочие и смеси из овощей, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200591
Побеги бамбука, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженная
200599
Овощи и овощные смеси, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, не замороженные не вошедшие в другие разделы
2. Объем собственного производства
На рынке плодоовощных консервов стран СНГ существует две подгруппы І ступени: фруктово-ягодные и овощные, которые подразделяют на две подгруппы ІІ ступени в зависимости от технологии производства (например: натуральные, закусочные, компоты, маринады и т.д.)
Группы консервов подразделяют на типы и виды в зависимости от вида используемого сырья. Для большинства групп характерны два типа консервов: однокомпонентные, состоящие из одного вида сырья с добавками, и многокомпонентные - из нескольких видов плодоовощного сырья. В группу товаров идентифицируемых кодом ТН ВЭД 2005 можно внести такие как: натуральные овощные консервы, закусочные консервы, обеденные консервы, консервы саленных и квашеных овощей. В настоящее время на рынке СНГ представлено достаточное количество производителей консервов данных видов.
В настоящее время наиболее крупными являются:
Консервный Холдинг «Дядя Ваня» (Россия) — первая российская компания, выведшая на рынок зонтичный бренд в сегменте овощных консервов. Главный офис расположен в городе Люберцы Московской области. Продукция: консервированные огурцы, томаты, грибы, горох и т.д. www.ruspole.ru, www.ogurchik.ru.
Группа компаний «Верес» (Украина) - крупнейший в Украине вертикально интегрированный холдинг, специализирующийся на производстве продуктов питания под ТМ «Верес» - консервированные овощи и соусно-майонезная продукция. http://www.veres.com.ua/rus/
«Арташатский консервный завод» (Армения) - продукция знакома потребителям под названием ARTFOOD, как в Армении, так и за ее пределами. http://www.artfood.am/
«Чумак»- (Украина) компания национального уровня, одно из крупнейших предприятий в Украине. Основная деятельность компании – производство продуктов питания. «Чумак» предлагает потребителям кетчупы, соусы, майонезы, томатную пасту, соки, подсолнечное масло, консервированные овощи и макаронные изделия.
Компания «Natur Bravo» АО (Молдова) является лидером отрасли переработки овощей и фруктов и одним из основных экспортеров Молдовы, работающим в нескольких ключевых сегментах, таких как концентрат яблочного сока, консервированные овощи и фрукты, а также пасты и пюре. http://www.naturbravo.md/ru/company
ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» (Беларусь) В настоящее время ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» является одним из крупнейших производителей плодоовощной консервации в Республике Беларусь. В ассортиментный перечень продукции предприятия входит большое количество, консервированных овощей натуральным способом и соответственно, обладающими натуральным вкусом. Предприятие консервирует весь ассортимент овощей: помидоры, огурцы, морковь, свекла и т.д. http://www.konserva.by/index.htm
ОАО «Туров» (Беларусь) Основным видом деятельности предприятия является производство плодоовощных консервов, ассортимент которых состоит более чем из 40 наименований. http://www.turov-conserv-combinat.com/
ИООО «Вастега» - частное производственное предприятие, расположенное в СЭЗ «Брест». Ассортимент выпускаемой продукции состоит из консервированных овощей, фруктов, грибов и ягод. Компания производит продукцию под собственной торговой маркой - «Хороший сезон», а также под частными марками заказчиков.
ОАО «Ляховичский консервный завод» (Беларусь) Завод начал свою работу с июня 1949 года. Предприятие консервирует весь ассортимент овощей: помидоры, огурцы, морковь, свекла и т.д. http://lkz.brest.by/
Компания «Эрконпродукт» (Россия) На рынке овощных консервов компания занимает одно из ведущих мест (ее доля составляет более 10%). Оборот компании — более 100 млн. долларов США. http://www.molkonserv.ru/
Консервный завод Гипар (Россия) Производитель консервов ООО «ГИПАР» работает на рынке более пятнадцати лет и на сегодняшний день является одним из крупнейших производителей в России. Продукцию можно встретить практически во всех регионах России, и в странах СНГ.
3. Объемы импорта и экспорта
СНГ
По данным International Trade Centre, объем импорта продукции стран СНГ, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в 2010 г. составил 481,990 млн. долл. США, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 10,1%. За 4 года объем поставок данной продукции в СНГ имел скачкообразную форму. Так в 2008 г. объем импорта составил 519,416 млн. долл.
Объем экспорта продукции в СНГ идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005 в 2010 г. составил 98,634 млн. долл. США что на 7 % меньше чем в прошлом году. В целом в период с 2007-2010 гг. наблюдался спад поставок данной продукции на зарубежный рынок.
Динамика импорта и экспорта представлена в Табл. 1. и на Рис. 1.
Табл. 1. Динамика импорта и экспорта продукции стран СНГ,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в денежном выражении, 2007-2010 гг.
Период
Импорт в СНГ, млн. долл. США
Экспорт из СНГ, мил. долл. США
Торговый баланс, тыс. долл. США
2007
411,165
107,440
-303,725
2008
519,416
127,339
-392,077
2009
437,906
105,719
-332,187
2010
481,990
98,634
-383,356
Источник: по данным International Trade Centre.
Рис. 1. Динамика импорта и экспорта продукции стран СНГ,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в денежном выражении, 2007-2010 гг.
Источник: по данным International Trade Centre.
В период 2007-2010 гг. сальдо торгового баланса стран СНГ по продукции, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, складывалось отрицательным, следует отметить, что в период 2008-2010 гг. отрицательное сальдо только увеличивалось, достигнув в 2010 г. – 383,356 млн. долл. США.
По данным International Trade Centre Республика Беларусь занимает 4-ое место среди стран-экспортеров СНГ продукции, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005 (в 2010 г. поставлено продукции общей стоимостью 10,256 млн. долл. США, что втрое выше, чем в 2007 г.). Среди стран-импортеров Республика Беларусь занимает 3-ое место. По данным за 2010 г. нашей страной закуплено продукции общей стоимостью 46,553 млн. долл. США. В среднем за период 2007-2010 гг. импорт Республика Беларусь увеличился на 26 %.
Российская Федерация
По данным International Trade Centre, объем импорта в Россию продукции, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в 2010 г. составил 318,604 млн. долл. США. Увеличившись по сравнению с 2009 г. на 9%. Следует отметить, что за период 2007-2010 гг. резкое сокращение объема импорта произошло в 2009 г. В 2007-2008 гг. наблюдалась положительная тенденция роста мирового объема импорта данной продукции. Объем российского экспорта продукции, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в 2010 г. составил 16,393 млн. долл. США, что на 43% меньше, чем в предыдущем году. За период 2007-2010 гг. положительная динамика поставок из России данной продукции наблюдалась только в 2007-2008 г.
Динамика импорта и экспорта представлена в Табл. 2. и на Рис. 2.
Табл. 2. Динамика импорта и экспорта продукции России,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в денежном выражении, 2007-2010 гг.
Период
Импорт в Россию, млн. долл. США
Экспорт из России, мил. долл. США
Торговый баланс, тыс. долл. США
2007
268,211
39,123
-307,334
2008
332,630
46,675
-379,305
2009
291,851
28,669
-320,520
2010
318,604
16,393
-334,997
Источник: по данным International Trade Centre
Рис. 2. Динамика импорта и экспорта продукции Российской Федерации,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в денежном выражении, 2007-2010 гг.
Источник: по данным International Trade Centre
4. Внешняя торговля - основные страны-партнеры
Крупнейшими поставщиками продукции в страны СНГ, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, являются: Испания, Венгрия, Китай, Польша и Таиланд. Суммарный объем экспорта исследуемой продукции этих стран в 2011 г. составил более 75% от общего объема. Причем доля Испании составила более 29%. Следует отметить, что и в 2009-2010 гг. эти же страны входили в пятерку крупнейших поставщиков исследуемой продукции. Информация о данных странах представлена в Табл. 4.
Табл. 4. Топ-5 поставщиков продукции в страны СНГ,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, 2010-2011 гг.
Период
Страны-экспортеры
Стоимость, млн. долл. США
2010
Испания
125,649
Венгрия
76,758
Китай
34,231
Польша
33,297
Таиланд
16,455
Всего
458,890
2011
Испания
114,217
Венгрия
79,200
Китай
44,342
Польша
40,145
Таиланд
19,087
Всего
388,127
Источник: по данным International Trade Centre
Крупнейшими потребителями продукции в странах СНГ, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в 2010 г. являются: Российская Федерация, Украина, Беларусь и Казахстан. Суммарный объем импорта данных стран по исследуемой продукции превысил 93%. Причем доля Российской Федерации в общем объеме поставок рассматриваемой продукции составила 66%.
Крупнейшие страны-потребители представлены в Табл. 5.
Табл. 5. Топ стран-потребителей продукции в СНГ,
идентифицируемой кодом ТНВЭД 2005, 2010-2011 гг.
Период
Страны-импортеры
Стоимость, млн. долл. США
2010
Российская Федерация
291,851
Украина
44,422
Республика Беларусь
36,426
Казахстан
35,162
Всего
437,906
2011
Российская Федерация
318,604
Украина
48,471
Республика Беларусь
46,553
Казахстан
33,408
Всего
481,99
Источник: по данным International Trade Centre.
Российская Федерация
Крупнейшими поставщиками продукции, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в Российскую Федерацию являются: Испания, Венгрия, Украина, Китай и Польша. Суммарный объем поставок исследуемой продукции из этих стран в 2010 г. составил более 70% от общего объема импорта. Следует отметить, что на долю Испании приходится более 33%.
По предварительной информации на российском рынке овощных консервов доля импорта достаточно высока и составляет две трети от всей продукции, представленной на рынке. В основном это продукция испанских и венгерских производителей, которые поставляют консервированный горошек и кукурузу. В течение 2009-2010 гг. доля импорта на российском рынке существенно не менялась и находилась в переделах 65-66%.
С сентября 2012 года при реальном членстве России в ВТО прогнозируется дальнейший рост доли импортной продукции.
Несмотря на то, что Россия является государством, обладающим сырьевой базой произрастания овощных культур практически во всех федеральных округах, рынок овощных консервов в России несоизмерим возможностям этого объективного преимущества и развит недостаточно. Потребление россиянами консервированных овощей в 2011 году, хотя и незначительно, выросло, однако на каждого жителя России приходилось только 8,2 кг.
Крупнейшие страны-поставщики рассматриваемого товара представлены в Табл. 6.
Табл. 6. Топ-5 стран-поставщиков в Российскую Федерацию продукции,
идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, 2009-2010 гг.
Период
Страны-экспортеры
Стоимость, млн. долл. США
2009
Испания
85,891
Венгрия
48,45
Украина
30,598
Польша
27,838
Республика Молдова
17,339
Всего
297,507
2010
Испания
108,372
Венгрия
44,468
Украина
34,619
Китай
21,908
Польша
20,586
Всего
325,681
Источник: по данным International Trade Centre.
Крупнейшими потребителями продукции Российской Федерации, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, в 2010 г. являются: Республика Беларусь, Казахстан, Украина и Узбекистан. Суммарный объем импорта данных стран по исследуемой продукции превысил 93%. Причем доля Республики Беларусь в общем объеме поставок Российской Федерации данной продукции составила более 61%.
Крупнейшие страны-потребители представлены в Табл. 7.
Табл. 7. Основные страны-потребители продукции Российской Федерации,
идентифицируемой кодом ТНВЭД 2005, 2009-2010 гг.
Период
Страны-импортеры
Стоимость, млн. долл. США
2009
Республика Беларусь
22,608
Испания
11,921
Венгрия
13,864
Кыргызстан
0,522
Всего
51,277
2010
Республика Беларусь
26,016
Казахстан
6,94
Украина
4,802
Узбекистан
2,229
Всего
42,409
Источник: по данным International Trade Centre.
5. Доступ на рынок
Роль Республики Беларусь в мировой торговле продукцией, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005, незначительна: в 2010 г. доля страны в общем объеме мирового экспорта составила всего 0,1%.
По данным International Trade Centre, в 2011 г. при выходе Республики Беларусь с исследуемой продукцией на рынок большинства стран Африки уровень тарифной защиты составляет 20 – 40%.
При выходе Республики Беларусь в 2011 г. на рынок стран Южной Америки общий тариф в адвалорном эквиваленте составляет: Аргентины – 14%, Боливии – 18,15%, Бразилии – 14%, Колумбии – 15%, Эквадора – 23,65%, Парагвая – 14%, Перу – 6%, Уругвая – 14%, Венесуэлы – 20%.
При выходе Республики Беларусь в 2011 г. на рынок стран Азии уровень тарифной защиты варьирует в диапазоне 5-15%. В частности, при выходе на рынок Бахрейна общий тариф в адвалорном эквиваленте составляет 5%; Китая – 18,4%, Непала – 15,68%.
По данным Евростата, импортные таможенные пошлины на исследуемую продукцию установлены в следующих размерах:
20051000 – 17,60%
20052000 – 14,10%
20054000 – 19,20%
20055510 – 17,60%
20055900 – 19,20%
20056000 – 17,60%
20057000 – 12,80%
20058000 – 14,26%
Следует отметить, что в связи с подписанием между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Казахстаном соответствующих соглашений и формированием Таможенного союза, тарифные и нетарифные барьеры для доступа Республики Беларусь на рынок указанных стран отсутствуют, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
6. Производство и потребление в Российской Федерации
Производство.
Производство продукции в России, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005 в период 2009-2010 гг. развивалось неравномерно. В 2010 году в России было произведено на 3,7% или на 36 тыс. т продукции меньше, чем в 2009 году. Однако уже в 2011 году на российских предприятиях было произведено на 10% больше продукции, чем в предыдущем году. Его объем превысил 1 млн. усл. банок.
Структура российского производства в большинстве состоит из овощей и грибов, консервированных без добавления уксуса или уксусной кислоты. Овощи и грибы, консервированные с добавлением уксуса, формируют чуть больше трети объема промышленного производства овощных консервов. Незначительную долю занимает консервированная продукция для детского и диетического питания.
В региональной структуре распределения производителей консервированных овощей в 2011 году наибольшее количество предприятий зарегистрировано в Краснодарском крае - 8,2% от их общего числа. В Санкт-Петербурге сосредоточено 5,8% предприятий, выпускающих консервированные овощи. На третьем месте - Москва, на территории которой расположено 5,5% предприятий указанного профиля. Также большое количество производителей находится в Республике Дагестан, Московской области, Кабардино-Балкарской Республике, Ростовской и Волгоградской областях.
Потребление.
По предварительным данным в 2007-2011 гг. натуральный объем продаж консервов в России увеличился почти на 12% и в 2011 г составил 3 млн. т. По прогнозам в 2012-2016 гг. объем продаж консервов на российском рынке будет расти на 2-4% ежегодно.
Стоимостной объем продаж консервов рос темпами, намного опережающими рост рынка в натуральном выражении. Это опережение обусловлено быстрым ростом цен на продукцию. По оценкам BusinesStat, с 2007 по 2011 гг. оборот рынка консервов вырос в 1,7 раз – с 300 до 516 млрд. руб.
Доля потребителей консервов в России высока: в 2011 г достигла 94%. Высокая доля потребления консервов обусловлена их разнообразным ассортиментом. При этом в 2011 г. только 105 млн. россиян приобретали консервы в магазинах, а 40 млн. человек потребляли только консервы собственного производства.
Нужно отметить, что большинство производителей стран СНГ поставляют консервированные овощи с содержанием уксуса или уксусной кислоты. В число крупнейших производителей консервированных овощей без содержания уксуса и уксусной кислоты являются предприятия России и Беларуси. Также Беларусь по данным International Trade Centre в 2010 г. являлась крупнейшим импортером продукции идентифицируемой кодом ТН ВЭД 2005 из России, что свидетельствует о том, что нашей стране нужно наращивать поставки продукции на собственный рынок. Российский опыт показал, что вертикальная интеграция предприятий в холдинги позволяет значительно увеличить объем производства консервированной продукции. Таким образом, Республике Беларусь следует создавать холдинги, контролирующие полный цикл производства, от выращивания овощей до производства готовых консервов (а иногда и упаковки для них). Одним из примеров такой интеграции в Беларуси является ОАО «Туров». Так же еще одни вариантом для увеличения объема производства продукции является привлечение в Беларусь крупных международных компаний для совместной деятельности.
Источник: РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"
Предлагаем Вашему вниманию готовые маркетинговые исследования и обзоры рынка, выполненные
ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» в 2006-2011 гг.
Вы сможете заказать готовые маркетинговые исследования и обзоры рынка, написав нам письмо на электронный адрес market@icetrade.by, или позвонив по телефону +375 17 203 58 10.
Если же нужного информационно-аналитического продукта нет в базе -
Вы можете заказать его проведение.