300 тыс. кв. метров новых торговых площадей появилось за квартал в РоссииВ столице такой объем ТЦ может появиться только по итогам всего 2013 года
Москва, 24 апреля 2013 года – В 1-ом квартале 2013 года в России было введено 300 тыс. кв. м качественных торговых площадей, что сравнимо с показателями предыдущих лет (385 тыс. в 2012-м и 281 тыс. кв. м в 2011-м). Количество новых торговых центров сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, тогда как средняя площадь введенных объектов увеличилась с 32 тыс. до 50 тыс. кв. м, подсчитали аналитики Jones Lang LaSalle.
Динамика ввода новых помещений в России в первых кварталах
Источник: Jones Lang LaSalle
Татьяна Ключинская, Директор по России и СНГ, Начальник департамента торговых помещений компании Jones Lang LaSalle, отметила: «Рынок торговой недвижимости Москвы в минувшем квартале не пополнился новыми качественными площадями. При этом мы не отмечаем снижения девелоперской активности – большинство ожидающихся объектов должны выйти в середине и конце 2013 года. В случае открытия всех заявленных ТЦ годовой объем ввода в Москве составит около 300 тыс. кв. м – столько же, сколько за один квартал появилось в России в целом. Существует, однако, вероятность, что некоторые столичные проекты будут перенесены на более поздний срок, и итоговый показатель окажется ниже. Среди наиболее значимых объектов, запланированных к вводу в 2013 году, можно отметить ТЦ «Весна» в Алтуфьево и ТЦ «Рио» на Ленинском проспекте».
Баланс рынка Москвы
Источник: Jones Lang LaSalle
Уровень арендных ставок и доля вакантных помещений в Москве не претерпели значительных изменений в 1-м квартале 2013 года. Максимальная ставка аренды в торговых центрах осталась на уровне 3-4,5 тыс. долл. за кв. м в год, средняя ставка аренды – на уровне 0,5-1,8 тыс. долл. за квадратный метр в год. Свободными в ТЦ Москвы остаются 2,5% площадей, а рост доли вакантных помещений ожидается не ранее 2014 года, когда рынок пополнится несколькими крупными проектами.
Татьяна Ключинская добавила: «Девелоперы продолжают расширять географию своего присутствия и развивать региональные проекты. Об этом свидетельствует тот факт, что 66% торговых площадей, запланированных к вводу в 2013-2014 годах, приходится на региональные города (исключая Московскую область). Отдельно стоит отметить, что 46% заявленных ТЦ должны появиться в городах с населением менее миллиона человек. Ритейлеры также продолжают анонсировать активные планы регионального развития. Если еще несколько лет назад торговые сети нерешительно шли на экспансию, то сейчас именно регионы, в том числе и небольшие города, становятся приоритетом для многих брендов. Свои планы развития в городах с населением менее миллиона человек подтвердили такие компании, как Leroy Merlin, Jeans Symphony, Subway».
В 1-м квартале 2013 года несколько международных брендов вышли на российский рынок, дебютировав в Москве. Среди них – игроки сегмента рестораны и кафе (Марукамэ и Lavazza Espression), ювелирные изделия и аксессуары (Trollbeads), одежда (Herve Leger). В этом году мы ожидаем прихода еще нескольких крупных международных игроков, например, Marble Slab, Great American Cookies, Pretzelmaker, Blue, Nautica.
Владимир Александровский, Руководитель направления по работе с корпоративными клиентами департамента торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, заявил: «Одновременно с появлением на рынке новых брендов сохраняется тенденция к самостоятельному развитию международными компаниями собственных марок. Так, Cortefiel Group выкупила у своего российского партнера – Melon Fashion Group – сети Springfield и Women’secret, которые теперь будет развивать напрямую, а Tommy Hilfiger приняла решение о самостоятельном развитии в Москве».
Информация о компании Jones Lang LaSalleJones Lang LaSalle (NYSE: JLL) – компания, предоставляющая финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости. По всему миру эксперты компании предлагают интегрированные услуги собственникам, арендаторам и инвесторам, стремящимся получить максимальную прибыль от своих активов на рынке недвижимости. Годовой оборот компании составляет 3,9 миллиардов долларов США. Jones Lang LaSalle работает на рынках более чем в 1 000 городов в 70 странах по всему миру. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью – портфель компании составляет около 242 миллионов кв. м по всему миру. LaSalle Investment Management, подразделение по управлению инвестициями, является одним из крупнейших и наиболее диверсифицированных в мире, управляя активами стоимостью 47 миллиардов долларов.
В России и странах СНГ Jones Lang LaSalle представлена офисами в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Актау. В 2004, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 годах компания удостаивалась премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Москва и премии «Консультант года» на Commercial Real Estate Awards, Санкт-Петербург в 2009 году.
Более подробную информацию о компании можно найти на сайте www.jll.ru