МОСКВА, 15 июн - РИА Новости. Российский лаковый промысел, оставшийся без господдержки в постсоветские годы, страдает от заполонивших рынок подделок, отсутствия помещений для мастерских и учебных классов и квалифицированных художников, отчего он может прийти в окончательный упадок через год-два, считают эксперты.
В настоящее время лаковой миниатюрой занимаются в Палехе, Федоскино, Холуе и Мстерах.
"Палех разрушается семимильными шагами, уровень работ сейчас крайне низкий. Еще год-два - и вы его не увидите", - сказал на пресс-конференции в РИА Новости в пятницу художник Юрий Голиков, внук основоположника палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова.
По его мнению, это происходит потому, что переделана образовательная программа, из-за чего выпускаются художники "неподготовленные или подготовленные крайне низко". По традиции, основным навыкам ремесла обучались через "подсадничество", то есть когда ученик работал рядом с мастером и перенимал у него традиции росписи. В Палехе это сейчас практически невозможно - отдельной мастерской, как рассказал Голиков, у художников больше нет, поэтому они вынуждены работать на дому.
Со своей стороны, директор Холуйского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Харламова "Высшая школа народных искусств" Михаил Печкин рассказал, что в Холуе заморожено строительство учебного корпуса - Минобразования перестало выделять деньги.
"Мы строили учебный корпус шесть-семь лет, до 2010 года. Здание построено на 90%, осталось сделать последний шаг, но Минобразования не выделяет средства, ссылаясь на то, что требуется провести корректировку проекта, на которую деньги нам надо находить самим", - сказал он.
Отсутствие базы для передачи опыта от старшего поколения к младшему, по мнению художников, и приводит к утрате традиций лаковой миниатюры. Кроме того, в последнее десятилетие рынок заполонили подделки, которые также снижают качество росписи.
"Сейчас художники стали писать работы на рынок и не думают об искусстве. Эта проблема очень актуальна и бороться с ней без поддержки государства невозможно", - считает Печкин.
По словам руководителя палехской иконописной мастерской Владимира Курилова, промысел в настоящее время выживает исключительно за счет социального заказа по росписи храмов, поэтому большинство палешан занимается иконописью.
"Необходима поддержка государства - например, я недавно расписывал храм и получил 30% от стоимости размещенного заказа. Как правило, тендеры выигрывают московские или петербургские фирмы, которые нанимают нас как субподрядчиков", - рассказал он.
Вместе с тем, директор Музея лакового искусства в Мюнстере Моника Копплин попыталась успокоить мастеров, сказав, что лаковая миниатюра во всем мире переживает определенный кризис, поскольку "эта кропотливая работа не вписывается в скорости, на которых сейчас все живут".
Мюнстерский музей - частный, и в его собрание входят коллекции восточной и европейской лаковой миниатюры, в том числе русской, преимущественно работы старых мастеров.
Отвечая на вопрос о финансовой поддержке современных художников через закупки для музея, Копплин отметила, что они покупают исключительные вещи, а по текущей ситуации такие найти крайне сложно.
Однако именно она стала инициатором проведения в рамках перекрестного года культур России и Германии международного симпозиума, посвященного лаковой миниатюре.
Его проведение намечено на июнь 2013 года на базе Музея декоративно-прикладного искусства, с которым Музей лакового искусства в 2010 году уже делал совместный выставочный проект.
Российские мастера возлагают на симпозиум большие надежды и считают, что он поможет привлечь внимание к существующим проблемам и, главное, поможет их решить.